Достопримечательности Египта – Гелиополь

В сooтвeтствии с имeющимися в рaспoряжeнии сoврeмeннoй нaуки дaнныe, Гeлиoпoль являeтся стaрeйшим вмeстe с этим крупнeйшим дрeвнeeгипeтским рeлигиoзным цeнтрoм. Слeдуя лoгикe цeлeсooбрaзнeй всeгo нaчинaть знaкoмствo с дрeвним Eгиптoм имeннo с Гeлиoпoля.

Вaжнo oтмeтить, чтo инфoрмaция, скуднoсть истoричeскиx данных о древних египетских городов связана с тем, что из камня возводились только объекты религиозной направленности – гробницы, храмы. Предназначен для ежедневного использования здания сооружались из недолговечных строительных материалов — дерево, кирпич-сырец, что подвергалось быстрому разрушению и, как следствие, до наших времен сохранились только сущие крохи прошлого размера.

Гелиополь, расположенных в непосредственной близости, около 10 километров, расстояния в северо-восточном направлении от нынешней столицы Египта Каира. По религиозной важности Гелиополь следовал древней египетской столицей Фивами, что косвенно подтвердил информацию, находятся в Британском музее, папируса Харрис. И. В указанном папирусе, помимо прочего, говорит о воде, объемов строительства и реставрационных работах в храмах два божества Гелиополя – Атума и Ра – Харахти.

На множестве различных религиозных текстов, можно с большой доле вероятности предположить, жречество в Гелиополе был очень активным и авторитетным и отпечатки гелиопольской концепции жречества нашли отражение и в древнейших «Текстах пирамид».

Вместе с черным быком Мневисом и божественного льва пару священных животных Гелиополя знаменитая птица Феникс. Обожествлению были и другие животные, такие, как, например, зародившийся в Гелиополе культ жук скарабей считается одним из воплощений древнего бога Гелиополя – Атума. Кроме животных, в Гелиополе издревле процветал культ деревьев – ивы, никого лиственного дерева под названием ишед восхвалялись почестей достоин богини. Почитание неодушевленных предметов отражается в фетиши, Иуну в виду сходство обелиску каменного столба, из которого родился древнеегипетское название Гелиополя – Иуну.

Если верить записям Диодора происхождение своего названия Гелиополь обязан основателю города Актию – сын греческого бога солнца Гелиоса, назвавшему вновь организованное поселение в честь, честь своего отца, «Город солнца».

Жречество Гелиополя «вооружены» божественной поддержки богов была довольно жесткой конкуренции капиталом жрецы Мемфиса при этом со стороны жрецов Гелиополя на слово «выдвигался» бог Атум, и все слуги Мемфисе упорно настаивал на «чемпионате» покровитель ремесел и искусств – бога Пта. В течение длительного времени Гелиополь, имел преимущество в этом негласном противостоянии, однако, решающий результат был в пользу божества от Тебя Амон.

Отражать реальное бытие, было решено, что через фантастические космогоний. Египтяне жили на территории, с незапамятных времен подвергаются ежегодным разливам реки превращается в подобие моря. С завершением этапа разлива воды проступала земля. С этими явлениями древние жители Египта, связанные с возникновение мира и разливов Нила, что находит подтверждение в иероглифическом тексте храма Луксор , находится там во время третьего года правления фараона Осоркона III.

Надпись содержит следующее значение: «Воды Нуна вырос и достиг обоих утесов пустыни, как при сотворении мира; эта земля находится в ее власти, как во власти моря». Таким образом, внешний вид первоначального холмы и есть начало творения мира из необъятных просторов океана Нуна, начало жизни. Первозданный холм, как ключевой элемент космогонии первая пригодная для жизни часть мира.

Согласно космогонии Гелиополя мир создан водным хаосом (Nun), в котором бог солнца Атум ступил на первичный холм, и, прибегнув к мастурбации монстра из себя свое семя, результатом этого стало появление обожествленных близнецов Шу и Тефнут, представляют собой воздух и влагу, соответственно. Их продуктом являются Геба (земля) и Нут (небо), союз которых показали пары Исиды и Осириса, Сет и Нефтиды. В более поздних текстах эта божественная Энеада (Девять) рассматривается как единая сущность. В дальнейшем основной бог солнца Атум по неизвестным причинам был поглощен Ра, более всемогущим отождествлением бога солнца.

Ра произошло многих формах: изображение Ра – Хорахти верхней части головы хищной птицы (Хор неба), жук Хепри (солнце на восходе), диск Атон (солнце в зените) и Атум (солнце на входе). Древние жители Египта свято верили в то, что Ра каждое утро встает на востоке, чтобы пройти по небу в своей солнечной лодке и тонет в вечернее время в западных странах мертвых, где ночь пройдет Дуат (царство мертвых) и снова осветить свои лучи на землю восхода солнца. Описано путешествие прочно связывало Ра с мифами об Осирисе, уже пятая династия фараонов обязательно объявили себя потомками Ра, идентифицируя себя с Осирисом или Хор.

В связи с тем, что доступ в святилище Ра был ограничен круг фараоны и жрецы культ Ра был эксклюзивные привилегии. Для обычного люда участие в священных ритуалах допускается только в государственные праздники, и обожаю меньше и более доступным богам.

Все остальное, свою славу Гелиополь приобрел не только благодаря сосредоточию религиозных культов, но и как прекрасный и густонаселенный город, описанный римскими и греческими хрониками. Не удалось свое внимание Гелиополь и широко известные античные мыслители Платон, Пифагор и другие визиты в целях приобщения к философским, историческим и астрономическим знаниям, его просвещенные храмы. Высокий уровень развития научной деятельности, позволило жречеству Гелиополя занимают высокие позиции в древнеегипетском научном сообществе, так, например, гелиопольский жрец Манефон был автором «Египтики», первого документа, долгое время служившего основным источником исторических знаний о Египте.

Расцвет Гелиополя приходится на период правления Рамсеса III, по прямому приказу которого была построена трех главных городских храма во имя божественных покровителей Атума, Хор и Ра, возведены статуи в честь Атума, в частности, храм, посвященный ему же, как и организовать приличный по статусу места захоронения священных быков Мневисов. Который имел место в Гелиополе культ обожествления камня БенБен, который, расположившись на священном холме, который позже заменил святой колонку, что привело в конце концов до появления египетских пирамид.

Увы, ни красота и величие, вместе с религиозной значимостью не уберегли Гелиополь от упадка и забвения. После того, как управление древним Египтом пришли Птолемеи интерес к древностям был потерян и храмы Гелиополя со своей неповторимой красотой и величием перестала быть важной составляющей общественной жизни страны, что неизбежно привело к запустению и медленно расхищению. Конечный пункт на значения, имеют художественную уникальность, становится другие города, в основном, Александрия и Рим. Постепенно процесс разрушения города приобрел необратимый характер, что возникновение нового города Фустата, который является предком Каира стен и зданий, которые сооружались непосредственно из материала, превращенного в каменоломню Гелиополя.

От прошлого величия и роскоши до наших дней сохранилось только одно число могил миноритарных архитектурных фрагментов и обелиск Сенусерта I из красного гранита, на месте монументальной церкви, сооруженного в Гелиополе на территории древнего святилища.