Древние религии Египта

Eгипeт – этo удивитeльнaя стрaнa, гдe были oстaтки былoй мoгущeствeннoй цивилизaции. Oднaкo, ee прoцвeтaниe в знaчитeльнoй стeпeни связaнo с гoспoдствующeй тoгдa рeлигии. Удивитeльныe бoжeствa с тeлoм чeлoвeкa и гoлoвoй живoтнoгo, диктуeт людям прaвилa жизни. A цвeтeниe пoгрeбaльнoгo культa дaл миру удивитeльныe и вo мнoгoм зaгaдoчныe пaмятники aрxитeктуры.

Рeлигия Дрeвнeгo Eгиптa

Одна из древнейших цивилизаций мира является египетская цивилизация, возникшая вдоль нижнего течения Нила. Жизнь древних египтян зависела от этой великой реки. Ежегодные разливы оставили плодородный слой ила, что способствовало развитию сельского хозяйства. Кроме того, это крупный транспортный узел страны, а в условиях засухи и единственный источник питьевой воды.

Таким образом, религия Древнего Египта формировалась с учетом природных условий долины Нила, которая повлияла на социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Уникальность этой религии состоит в том, что она соединяла в сознании древних египтян фетишизм и тотемизм, политеизм и в то же время единобожие (культ Атона). Существовал большой пантеон богов, но вместе с тем боги не имели своего ярко выраженный характер и часто несколько божеств, сливались в один (Амон-Ра, Пта-Сокар-Осирис и др.). Может говорить и тот факт, что на древнеегипетскую религию практически не оказывается влияние извне. Следовательно, она является исключительно плодом конкретных религиозных убеждений, египтян, принимая во внимание социально – политического и экономического развития этого народа.

Интересным является и то, что в каждом ном и городе почитался свой пантеон богов, но вместе с ними считались и общеегипетские божества. Они стали боги номового центра, откуда произошли фараоны. В качестве примера можно привести номовый центр Фивы. Когда он превратился в столицу Древнего Египта, его местный бог Амон, малоизвестное божество, становится покровителем царствующей династии и главным в пантеоне.

Тем не менее, боги были не только покровителями номов, правителей, порядка и закона. Они также были создателями ремесел, искусства, науки, писания, и доктор. Один из самых почитаемых был бог мудрости Тот. Считалось, что он дал людям знания и письменность. Он был покровителем образования и письма, как и всех знающих людей. В пантеоне богов он занимал почетное место личный писец Ра. Тем не менее, он был связан с Осирисом. Во время суда Осириса над душами мертвых, Он вел учет и классификацию душ, а его жена Маат, богиня справедливости, взвешивала сердца умерших, чтобы определить степень их греховности. Первоначально способ Тота считался Ибис, позже изображается как человек с головой Ибиса.

Главный бог пантеона, без сомнения, был Ра. Это было верховное божество египтян, а центром культа был Гелиополь. Его воплощением был сокол или человек с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Мифы о Ра связаны со сменой времен года. Также, как бог солнца, он каждый день плывет по небу Нила на своей лодке, освещая землю, а вечером спускается в подземный мир, где ведет борьбу с темными силами. Позже часть функций Ра Амон взял и был объединен с ним в одно божество Амон-Ра, который считался создателем мира, покровительствовало правящей династии и военному власть Египта.

Не менее почитается и бог-творец Птах, создавший мир и всех богов. Центром его культа был Мемфис, тем не менее, он распространился на весь Египет. Чаще всего изображается как человек, одетые в скрывающие его одежды и держащего в руке палку. Душой Птаха считался священный бык Интерфейсы. Позже культ Птаха был объединен с культом Осириса и покровителем умерших Сокаром в одно божество Птах-Сокар-Осирис.

Центральный и один из самых популярных богов древнеегипетского пантеона был Осирис. Бог плодородия, который отождествлялся с разливами Нила, позже почитался как царь мира мертвых. Его сестра и жена была богиня Исида, брат был Сет, а сын Гор. По преданию, именно Осирис научил людей земледелию и ремеслам. С ним связано и множество мифов о его коварном убийстве брата Набором и затем его воскресении Исидой и Гором. После воскресения он передал власть над Египтом Гору, а сам становится царем мира мертвых. Осирис почитался по всему Египту и за его пределами, но центр культового почитания стал город Абидос, место погребения фараонов.

Вместе с развитием религиозных верований у египтян развивается идея мира мертвых. По их мнению, смерть не была концом жизни. Тело умирало, но душа продолжала жить в загробном мире, который представляет собой копию реального. Таким образом, основной целью был жив, чтобы обеспечить умерших всем необходимым для жизни в потустороннем мире. Но он также является одним из основных условий, является сохранение тела умершего. Так, в Египте цветет искусства бальзамирования. Тело погибшего 70 дней хранится в специальном соляном растворе. После того, удалить внутренности, оставив только сердце. Затем умащивали тело благовониями и обматывали пропитанными маслом и смолой полотняными бинтами.

Тело умершего нужны на складе. Богатые люди и вельможи строили себе внушительные гробницы. Но особой роскошью отличался погребальный культ фараона. Специально для него были внушительные пирамиды или грандиозные, выбитые в скале дворца. Они были полны бесценными сокровищами и прекрасных произведений искусства. В конце концов, по представлениям старых египтян, даже и жизни после смерти в мире царило сверток. Каждый занимался этим делом, что и в жизни. Фараон оставался правителем и там, так что просто нужно его достойно проводить на тот свет.

В связи С этим, одну из главных роль в религии играли божества подземного мира мертвых. Главным богом мира мертвых считался Осирис, но в эпоху Древнего царства по-прежнему главная роль принадлежала Анубису. В начале он был главный бог мертвых, бог-защитник и покровитель умерших. Изображается как человек с головой шакалов или собака, Или, как распластавшийся на животе черный шакал или собака.

Начиная с эпохи Среднего царства, место, Анубис, нужно Осирис, и шакалоголовый бог становится одним из его окружения. Он вводит душу погибшего в зал, где происходит суд, а также тяжелый его сердце на специальных весах. Кроме того, он играет важную роль в похоронах, мумификации и бальзамирования. Культ центр Анубиса был город Кинополь.

Уже в эпоху Нового царства религия полностью оформляется и приобретает слаженный культ, тем не менее, в этот период происходят события, которые пошатнули его устои.

Культ Атона

Во время Нового царства жреческая каста стала настолько мощной, что она начала угрожать царствующей династии фараонов. В попытке противостоять священники фараон Аменхотеп IV проводит религиозно-политическую реформу.

Весь ряд пантеон египетских богов, он заменил культом одного бога — Атона, который олицетворял Солнце и изображается в виде круга. Фараон взял новое имя – Эхнатон. Благодаря этой реформе роль жречества свелась на нет. Религиозные реформы были поддержаны в первом ряду средний слой населения, который недовольно постоянными поборами в пользу храмов.

В чем была революционность этой реформы? Дело в том, что в одном божестве Атоне отражение концепция единого бога, единого творца мира и человека. Его персонаж был значительно отличается от предыдущих зооморфных божеств. Атон изображается в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Кроме того, он не воплощался в статуях. Это абстрактное божество, которое не имело ни женщин, ни детей, ни божественной семьи, что в значительной степени отличало его от прежних богов.

С введением нового культа, по приказу фараона, культы других богов разрушен, в частности, повлияло королевский Амон-Ра. Возможно, это была одна из первых попыток ввести единобожие, как и акт религиозной нетерпимости, по сравнению с тем же культов. Но это слишком смелая религиозная реформа была обречена на провал. Во-первых его не поддержало сельское население. Полностью зависит от ежегодного разлива Нила, который был олицетворением Ра, крестьяне не могли принять культ единого бога Атона. После смерти эхнатона его преемник Тутанхамон, в первую очередь возродил все культы традиционных божеств.

Вывод

Условия жизни Древнего Египта диктует свои условия мироустройства и миропонимания. Привязанность к дельте плодородной дельте Нила, поклонение животным, редко на начальных порах влияние извне, способствовало формированию единой религии. Благодаря ней мир имеет образцы удивительной архитектуры и бесценное произведение искусства. Если вы думаете, то возникает вопрос – разве это так привлекательно Египет без могил, пирамид фараонов.

Но вместе с этим, с течением времени менялась и религия. Объединялись культы, попытка ввести культ единого божества, вернуться к старым богам. Тем не менее, и она не устояла под давлением времени. После смерти Александра Македонского на развалинах завоеванных государств стало возникать новое явление – эллинизм. Один из его центров стал Египет. Влияние западных и восточных религий, привело к смешению культов. Тогда здесь появилось христианство, а с завоеванием Египта арабами распространился ислам. Только великолепный памятник канувших в лету фараона и почитаемых ими богов, защиту древних гробниц и храмов, напоминают нам о былой удивительной религии.


Warning: require_once(/var/www/tic10/data/www/sirius777.com.ua/uniplacer_config.php): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/tic10/data/www/sirius777.com.ua/wp-content/themes/MyTravel/sidebar.php on line 33

Fatal error: require_once(): Failed opening required '/var/www/tic10/data/www/sirius777.com.ua/uniplacer_config.php' (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /var/www/tic10/data/www/sirius777.com.ua/wp-content/themes/MyTravel/sidebar.php on line 33