Египетская богиня Баст или Бастет

Семья
По одной из версий великий Ра считается мужем Бастет, по другой эта должность принадлежит Бесу — богу, приносящему удачу. Бес считался главным покровителем стариков, детей, а также всего обездоленного люда. Несмотря на позитивную направленность, Бастет, являясь дочерью тьмы, считалась божеством имеющим своё темное, агрессивное воплощение – Пашт. Она – дочь света и тьмы, она – воплощение женственности, красоты и мудрости, она — египетская богиня Бастет. Статья “египетская богиня Баст или Бастет” расскажет читателю об одной из главных богинь Древнего Египта, зарождении и развитии её культа, а также, о нелегкой но интересной судьбе её “подопечных”. Египетские лекари почитали Бастет как богиню врачевания и рисовали на своих домах черную кошку – символ богини. Период почитания Беса приходится на времена Нового и Позднего царства. Изображаемая в облике кошки, либо женщины с кошачьей головой, в разные времена Бастет была чтима как богиня плодородия, любви, веселья, домашнего очага, деторождения. Статуэтки, изображающие Бога — толстого карлика с бородой и доброй усмешкой, хранились в домах египтян, уповающих на его благосклонность. Являясь “малоимущим божеством”, Бес вовсе не имел храмов в Египте. Она считалась всевидящим оком великого Ра и его верной соратницей в борьбе с Апопом. Бастет-Пашт изображалась в виде женщины с головой злобно смотрящей львицы.
Руины храма Махеса в Леонтополе до сих пор царственно возвышаются над городом. Это обстоятельство навело исследователей на мысль о том, что Махес был позаимствован египтянами у нубийцев, став своеобразной копией их Апедемака. Известный своей беспощадностью к врагам, Махес защищал своего отца Ра от Апопа, а фараона и Египет от врагов. Культ Бастет
Расцвет культа Бастет пришелся на период Среднего Царства, когда египтяне научились выращивать зерно впрок, и жизнь основательно разбогатевшего и могущественного государства уже напрямую зависела от сохранности его зерновых запасов. Здесь львов разводили в храмах, о них заботились слуги и жрецы, а кормление хищников проходило под звуки молитвенных песнопений. Главным центром его почитания стал город Леонтополь, расположенный в Нижнем Египте. Позднее культ почитания Беса из Египта распространится в Рим, там у бога появится свой оракул куда будут приходить страждущие с вопросами, касающимися удачи, будущего благополучия и других животрепещущих тем. Во время же весенних праздников, статую торжественно выносили из храма, помещали в лодку и провозили вдоль берегов Нила, делалось это для того, чтобы Бастет своей милостью уберегла Египет от губительного разлива реки. Центром почитания Бастет стал Бубастис – город, расположенный в Нижнем Египте. В самом центре города был возведен величественный храм богини, ограждённый от внешнего мира высокой стеной, украшенной барельефами. Так как главный враг зерна – это мыши, а главный враг мышей — кошка, Богиня- кошка Бастет стала самым почитаемым божеством страны. Первые упоминания о Махесе приходятся на период Нового Царства. Божеству, подобному Махесу, поклонялись также в Нубии, именуя его Апедемак. Нубийский Апедемак исполнял практически те же функции, что и египетский Махес, однако власть его над нубийцами была куда более сильной. Здесь храм Махеса соседствовал с храмом его матери Бастет. У её статуи воспевались молитвы, ей приносились жертвы. В храме находилась самая большая статуя богини, практически ежедневно к ней приходили люди со всей страны, принося в дар статуэтки кошек, в надежде на благосклонность Бастет. Помимо римлян, культ Беса переняли на Кипре и в Финикии. Воплощением союза Бастет и Ра стал Махес – свирепый бог бури и войны, изображаемый в облике воина с львиной головой, увенчанной двойной короной Египта. Вторым по значимости городом, почитавшим Махеса, стал Бубастис. Семь раз в год более ста тысяч жрецов собирались в храме Бубастиса, дабы воздать почести великой богине.
Он приказал каждому из своих солдат, идя на штурм, привязать к щиту по кошке. Теперь черная шерсть, некогда служившая признаком особой святости , автоматически обрекала кошку на смерть, так как, по мнению священнослужителей, черные кошки единственные из животных имели доступ на ведьмин шабаш и служили вместилищем для душ умерших ведьм, да и живые представительницы этой “профессии” любили обращаться в кошек и вредить порядочным людям. В попытке спасти их души, кошек в Европе пытали, сжигали на костре, закапывали в землю, в общем, убивали всеми мыслимыми и не мыслимыми способами. Наверное, ни одна кошка в Европе не дожила бы до наших дней, если бы ни вовремя наступившая Эпоха Возрождения. Скорбящие же хозяева облачались в траурные одежды и выбривали себе брови в знак невосполнимой потери. Но никогда, с тех самых пор как египтяне впервые приручили кошку, а в их божественном пантеоне появилась всемогущая богиня – кошка – Бастет, это независимое, умное и коварное животное не оставляло равнодушными ум и сердце человечества. Впоследствии вывезенных животных продавали за очень большие деньги в других странах. Если же кто – то из хвостатых обитателей храма умирал, жрецы занимались мумификацией покойного и отправлением заупокойного обряда. Смерть ожидала и того, кто пытался вывести животное за пределы Египта, однако столь суровое наказание не останавливало иноземных торговцев, скорее даже наоборот — украсть кошку было для них своеобразным делом чести. К слову, кормили храмовых обитателей самым свежим молоком, хлебом и рыбой, выращенной специально для этих целей. Животных, спасших Европу от чумы, христианская церковь, за привычку гулять по ночам, светящиеся в темноте глаза и бесшумную походку, объявила порождением дьявола. После прихода в Египет римской власти, культ Бастет стал сходить на нет, а в триста девяностом году и вовсе был официально запрещен. Огромное количество этих животных жило в храмах богини, к ним были приставлены слуги, в обязанности которых входили кормление и каждодневная забота о кошках. Если же она умирала, похороны проходили с большими почестями: кошку мумифицировали, помещали в саркофаг, не забывая положить туда же пищу, чтобы кошке было чем питаться в загробном мире, и мышь, чтобы любимице не пришлось скучать. В Эпоху Возрождения ненависть к кошкам сменила лояльность в их отношении. Если кошка жила в доме у простой египетской семьи, она считалась самым ценным её обитателем, о кошке заботились даже больше, чем о ребенке. Именно таким образом кошки распространились по всему миру. В храме Бубастиса жило огромное количество кошек, а у его подножия располагался некрополь этих животных. Однако кошкам, в своё время попавшим из Египта в Европу повезло куда меньше, чем их собратьям, оставшимся на родине. Преклонение египтян перед кошками сыграло роковую роль в войне Египта с Персией: персидский царь Камбиз II прекрасно знал о трепете египтян перед кошками и воспользовался этим при штурме города Пелузия. Кошек держали в домах, как охотников на крыс и змей, но оказывать им прежних почестей никто уже и не думал. Богиня или ведьма? Теперь кошки вдохновляли поэтов на создание прекрасных стихов, а служителей господа на коварные замыслы. Подобно фараонам кошек мумифицировали, помещали в саркофаги и хоронили со всеми почестями. Особому гонению подверглись кошки черной масти, которые в Древнем Египте считались самыми священными. Сегодня на месте храма, некогда потрясающего воображение философов и поэтов, лежат развалины, но те, кто бывал в Бубастисе утверждают, что достаточно внимательно присмотрится к этим каменным глыбам, и становится понятно, почему красота святилища Бастет пленяла великих мыслителей
Бастет и кошки в Древнем Египте
В Древнем Египте кошки почитались как живое воплощение Бастет. Заключение
В разные времена кошек обожали и ненавидели, считали святыми и демонами, наделяли их различными качествами, свойственными и совсем не свойственными этим животным. Несчастным животным пришлось на собственной шкурке испытать все ужасы темных времён инквизиции. Убийство кошки считалось самым страшным преступлением и безоговорочно каралось смертью. Были у “живых богов” и свои жрецы, которые ежедневно наблюдали за поведением кошек, пытаясь растолковать знаки, которые через своих подопечных подаёт смертным великая Бастет. Египтяне не осмелились стрелять в священных животных, и персы без проблем завоевали город. Интерес, а вместе с ним и уважение к живым воплощениям богини были потерян.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.