Египетский бог Осирис

Иногда вместо головного убора у Осириса изображаются огромные бараньи рога. Правильное произношение имени этого бога звучит как Усир. Выглядит она как высокая конической формы шапка, по бокам которой свисают два пера. На некоторых рисунках дошедших до наших дней этот бог изображается с зеленой кожей, что как бы подчеркивает его причастность к народному изобилию и плодородию. Но самое большое распространение получила точка зрения, согласно которой свое имя Усир бог получил от созвучного египетского слова «восер», что дословно переводится как «правящий один». Осирис является одним из верховных богов в египетском пантеоне, населением Древнего мира он воспринимался как царь загробного мира. С этим богом у древних египтян связано большое количество верований, религиозных культов и мифов. На голове у этого божества изображается специфический головной убор – корона «атеф». Сегодняшние египтологи так и не могут прийти к единому мнению этимологии (происхождения) имени данного божества. В руках у него обязательно должны быть знаки царской власти – крюк и цеп. Изображается он, как правило, в виде человека, у которого нижняя часть туловища забинтована как у мумифицированного тела.
Наиболее точно и достоверно этот миф был описан древнегреческим философом и летописцем Плутархом. Исида, которая очень любила своего мужа, предпринимает успешную попытку по поискам своего мужа, находит саркофаг и возвращает его в Дельту, где собирается совершить обряд похорон по всем правилам. Верховный суд Осириса
Благодаря знаменитой «книге мертвых» дошедшей до нас сквозь тысячелетия, можно узнать, как проводился по представлению Египтян Верховный суд над душами умерших. Но Сет оказался очень коварным, он выкрадывает тело брата, разрубает его на множество кусочков и разбрасывает их по всему Египту. Правил он народом вместе со своей женой Исидой, которая так же являлась его сестрой. Возрождение Осириса
Одним из самых главных мифов Древнего Египта, на котором строился весь религиозно-заупокойный культ этой страны, является легенда об убийстве и последующем воскрешении бога Осириса. Решил Сет извести родного брата, для этого изготовил он саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он подойдет, сам же с самого начала снял точные мерки Осириса. Вблизи Библоса, его вынесло на берег, на этом месте тут же выросло прекрасное дерево. Осирис решил подержать идею брата и лег в саркофаг, который естественно оказался ему точно в пору, в это время Сет и еще семьдесят два заговорщика подбежали и закрыли крышку, а сверху для большей надежности даже запаяли свинцом. Но Исида, не опустила руки, она вновь принялась искать тело мужа, находя в разных частях его куски, она проводила похоронный обряд и брала их с собой. В периоды среднего и позднего царства этот бог согласно культу египтян и их религии возглавлял суд на душами умерших. При нем население Египта научилось выращивать зерновые культуры, жить в мире и чтить своих богов. Свое влияние среди обычных жителей он завоевывал своей добротой и справедливостью, а не угрозами и оружием как другие фараоны. Согласно его рассказу Осирис изначально был смертным человеком – царем Египта. После того как все было собрано Осирис был мумифицирован. Но саркофаг не утонул, а поплыл далее по течению. После чего бросили саркофаг с Осирисом в Нил. В последствие душа Осириса обрела владычество и стала править загробным миром. В результате чего был любим и почитаем, что вызывало жуткую зависть у его брата Сета.
При всем при этом египтяне считали этого бога строгим, но справедливым, который всегда готов пойти на некоторые уступки, но не пропустит в рай по-настоящему нечестивых грешников. Культ царя-фараона, почитание бога который умирает и воскресает, точно так же как Нил с его отливами и наводнениями, луна, загробный мир, верховный суд все это как губка впитывается религиозными представлениями, которые получают свое последовательное развитие в периоды становления Египетского общества. Именно с целью умаслить верховного бога суда и коллегии заседателей в гробницы клали «книгу мертвых», в которой содержалось большое количество самых различных уловок и формул, при помощи которых можно было бы добиться для себя снисхождения. Корона Атеф, головной убор Осириса изготовлена из папируса, священная ладья бога так же выполнена из стеблей этого тростника, а в его символ царской власти вставлены она в другую связки тростника. Решал же все этом мире верховный суд из сорока двух богов, во главе них стоял Осирис именно он делал окончательное заключение, так как судя по всему вершился суд согласно коллегиально вынесенному приговору. Причем в первом случае, душа через некоторое время могла воскреснуть вновь в другом человеке, а во втором она умирала окончательно. Осирис и миф о его чудесном воскрешении в образе бога соединили в себе самые различные периоды Египетской истории. Ежегодно на протяжении нескольких тысяч лет в Абидосе проводился праздник, посвященный этому божеству. И если сердце перевешивало, значит, при жизни оно было отягощено различными неблаговидными проступками. От решения суда Осириса зависела дальнейшая судьба души – она могла быть отправлена в рай, к свету, или сердце съедалось безжалостным чудовищем Аммут. Именно из-за боязни верховного суда Владыки загробного царства, в Древнем Египте Осирис был так почитаем, а его культ насчитывал самое большое количество храмов и жрецов. Стоит так же отметить, что на всех изображениях Осирис прорисован с каким-либо растением – перед его престолом из пруда растут либо лотос, либо деревья с виноградной лозой, виноградная лоза так же может обвивать балдахин и трон, на котором сидит бог, а иногда и его самого. Одним из главных территориальных центров культа этого божества являлся Абидос – столица восьмого нома в Древнем Египте. После того как душа попадала в загробный мир, она должна принести так называемую клятву отрицания – необходимо было поклясться что при жизни человек был богобоязненным и не совершал дурных поступков, все слова клятвы начинались с частицы «не» — не нарушал, не крал, не врал, не убивал и т.д. Несколько позднее он стал восприниматься как бог воскрешения и владыка Загробного мира. Так согласно ей после того как человек умер его душа попадала в загробный мир, который представлялся чем-то вроде места где происходило дальнейшее распределение – в ад или рай. Стоит так же разобраться с непременной атрибутикой, без которой не встретишь изображений Осириса. После клятвы боги взвешивали на весах истины сердце усопшего. Местом паломничества на этих территориях была гробница одного из королей самой первой династии правителя Джосера, в последующие века, она почиталась как место упокоения самого Осириса. Гробница Осириса так же всегда изображается с зеленью – то недалеко от нее растет дерево, на ветвях которого сидит душа Осириса, то дерево вырастает прямо из гробницы, а то из нее растут сразу четыре дерева. Культ Осириса
Осирис почитается египтянами еще со времен самого древнейшего царствования фараонов, причем первоначально он считался богом изобилия и плодородия, от его милости, как принято, было верить зависели все наводнения Нила и последующий богатый урожай. Так же принято было считать, что именно в этом городе была захоронена голова бога, после того как его на куски разрубил собственный брат. В начале Египетской истории правящие фараоны отождествлялись с самим богом, а их сыновья с Гором сыновьями Осириса. При этом культ царя загробного мира тесно переплетается с теми временами когда Осириса почитали как бога плодородия, из-за чего в религии и жреческих обрядах, а так же в самом мифе, силы природы, которые благоволят к богу проступают особенно четко. Своими корнями миф Осириса уходит глубоко в эпоху зарождения родового общества, из обрядов, верований и представлений, которого впоследствии развиваются и характерные для культа этого бога черты, вроде неразрывной связи культа царя-правителя-фараона и культа бога, который имеет возможность влиять на силы природы и их результаты. Оно помещалось на одну чашу весов, а на другую богиня правды Маат клала свое перышко. Примечательно, так же то, что культ Осириса был настолько силен, а сам бог так почитаем, что в эпоху нового царства он вышел за пределы Древнего Египта и распространился по странам Нубии, Ливии, Греции, Междуречья и т.д.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.