В Стaмбулe 12 мaртa зaпущeн нa пoлную мoщнoсть гoрoдскoй жeлeзнoй дoрoги Marmaray пoд прoливoм Бoсфoр. Этo тaкжe пoзвoлилo вoсстaнoвить движeниe дaльниx пoeздoв, в тoм числe высoкoскoрoстнoй YHT, в цeнтрaльнoй чaсти Стaмбулa. При этoм нeкoтoрыe пoeздa из Aнкaры и Кoньи в пeрвый рaз прибывaeт в eврoпeйскoй чaсти гoрoдa, сooбщaeт сoб.кoрр. Travel.ru.
В дaнный мoмeнт тaкиe рeйсы из eврoпeйскoй чaсти гoрoдa нaзнaчaются три нa дeнь – двa в Aнкaру (в 6.15 и 11.50) и oдин в Кoнью (6.35). Тeм нe мeнee, пoeздa YHT чeрeз Стамбул движутся довольно медленно, лишь немного превысил скоростной железной дороги Marmaray. Путешествия на высокоскоростных поездах YHT через весь Стамбул длится почти полтора часа.
Остановок прямо в туристическом центре города поезда YHT не делают. На европейском берегу у них две остановки – конечная Halkali (аэропорт Ataturk) и Бакыркей в одноименной области, на берегу Мраморного моря. Туристам, которые хотят отправиться в сторону Анкары, Коньи или, удобнее все через Босфор на городских поездах Marmaray, городские автобусы линии 34 или паромы, и пересесть на поезд дальнего в азиатской части – на новом терминале Söğütlüçeşme.
Söğütlüçeşme (полтора километра от популярного причала Kadiköy), который стал конечной остановкой для тех высокоскоростных поездов, которые под Босфором не ходят. С 13 марта оттуда каждый день отправляется всего 8 электричек YHT в Анкару (4,5 часа пути) и 3 поезда в Конью (4,5 часа). Ранее все эти рейсы шли от станции Pendik на дальней окраине города, и их передача в центр азиатской части Стамбула, значительно улучшит их доступность. Кроме Pendik, дальние поезда останавливаются также на станциях Bostancı и Гебзе на азиатских окраинах. Старые вокзала Haydarpaşa на берегу Босфора до сих пор в ремонте, и поезда не принимает.
Между тем, маршрут городского поезда Marmaray был увеличен с 12 марта несколько раз – до 77 километров. Теперь он начинается на станции Halkali в европейской части города, ходит на закрываемый скоро аэропорт имени Ататюрка, проходит через центр города с остановками в Yenikapı и у старого железнодорожного вокзала Сиркеджи, то через центр азиатской части города с остановками в Üsküdar, Ayrılık Çeşmesi и далее еще 40 км, на азиатской окраине Стамбула и его пригородов – в основном вдоль побережья Мраморного моря.
Частота движения является в настоящее время относительно невелик – каждые 8 минут на среднем участке от Söğütlüçeşme до Зейтинбурну (последняя остановка не совпадает с одноименными остановки трамвая T1 и линии метро M1 и находится далеко от них). На отдаленных участков линии поезда ходят только каждые 15 минут. Вполне вероятно, что эта частота окажется явно недостаточно: если линия несколько лет работала только на короткий центральный отрезок от Yenikapı в Ayrılık Çeşmesi, интервал 5 минут, иногда было достаточно для перевозки всех желающих.
Однако продление маршрута открывает для туристов возможность легко добраться до многих отдаленных прибрежных районов Стамбула, которые порой не менее интересно, чем центральные. Кроме того, наличие надежного и быстрого транспорта до центра позволит им выбрать такой район для проживания в гостиницах. Линия работает с 6 утра примерно до полуночи на центральной панели, но последний поезд из отдаленных станций отправляются значительно раньше – в 22-23 часа. Поездка на полный маршрут занимает почти два часа, но дорога между большинством центральных станций укладываются в 10-15 минут, в том числе пересечения Босфора.
Тарифная система линии Marmaray также изменен. Вместо единой ставки сейчас стоимость билета зависит от расстояния. Полная цена на 1-7 перегонов-в 2,6 лиры ($0,5), на 8-14 перегонов -3,25 лиры ($0,6), и так далее – весь двухчасовый маршрут стоит 5,7 лиры ($1). Цена снижается, если пассажир пересаживается с другого вида городского транспорта, с использованием карты Istanbulkart.